- Главная
- Новое в законодательстве
- КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Новое в законодательстве
02.07.2018 10:06 КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Антикоррупционная деятельность - разнонаправленная, многоаспектная.
Важнейшая роль в осуществлении мер по противодействию коррупции, повышении их эффективности, обеспечении законности, обоснованности и беспристрастности при принятии решений в пределах компетенции принадлежит специальным коллегиальным органам - комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии).
Изначально создание комиссий основывалось на ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> (далее - Закон о гражданской службе), содержащей общие требования к ним, и Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. N 269 <2> (далее - Положение) и имело отношение только применительно к деятельности государственных гражданских служащих РФ (далее - гражданские служащие).
При этом в связи с отсутствием полноценного правового регулирования противодействия коррупции перед комиссиями ставились достаточно узкие задачи:
- содействие государственным органам в обеспечении соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению;
- содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.
Указанные задачи определяли и крайне ограниченную компетенцию комиссий:
- рассмотрение полученной от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информации о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению;
- рассмотрение информации о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В соответствии с п. п. 33 и 34 Положения при выявлении фактов нарушений гражданскими служащими требований Закона о гражданской службе решения комиссий заключались в выдаче представителю нанимателя следующих рекомендаций:
- указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению, а также провести в государственном органе мероприятия по разъяснению гражданским служащим необходимости соблюдения требований к служебному поведению;
- осуществить мероприятия, направленные на предотвращение или урегулирование выявленного конфликта интересов. Безусловно, комиссии с такой компетенцией не могли играть важную роль в системе противодействия коррупции, а также осуществлять соответствующие контрольно-регулирующие функции.
Развитие правового регулирования антикоррупционной деятельности и потребность в создании органа, обладающего широкими полномочиями по осуществлению мероприятий по противодействию коррупции на основе принципов беспристрастности, объективности, обоснованности и законности, обусловили необходимость коренного изменения правового статуса комиссий. Указанные задачи в целом были решены Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 <3> (далее - Положение о комиссиях).
настоящее время анализ правового статуса комиссий позволяет сделать вывод о их самостоятельной и значительной роли в осуществлении мероприятий, имеющих своей целью противодействие коррупции <4>. При этом компетенция комиссий чрезвычайно расширилась <5>, а принимаемые ими решения, хоть и обладают в основном рекомендательным характером <6>, имеют для соответствующего руководителя государственного органа особое значение: он обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. При этом о рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель государственного органа обязан в письменной форме уведомить комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии.
Решение комиссии по результатам рассмотрения обращения гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации (далее - организация), если отдельные функции по государственному управлению организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы (далее - обращение о даче согласия на замещение должности в организации) является для руководителя государственного органа обязательным.
|
|